Достопримечательности Сан-Марино

Государство Сан-Марино входит в список несомненных рекордсменов среди всех остальных стран, и не потому что оно очень маленькое – есть страны и поменьше. Дело в том, что Сан-Марино является самой старой в мире республикой в том смысле, в каком это понимается сегодня. Управляется государство двумя избираемыми народом жителями страны, не получающими за свою государственную деятельность никакого вознаграждения, и на каждого сан-маринца распространяется конституция, самый последний вариант которой был утверждён ещё почти 400 лет назад. Считается, что Сан-Марино был независимым государством с самого своего основания в 301 году, однако очень часто эта независимость была чисто формальной. Долгие годы страна находилась то под протекторатом, то под оккупацией, да и сегодня положение Сан-Марино в экономическом плане не совсем устойчиво, так как правительство республики вынуждено считаться с интересами Италии, внутри которой она находится. Кстати, что касается факта нахождения территории Сан-Марино целиком внутри другого государства, то по этой статье получить статус рекордсмена стране не удастся – в Южной Африке имеется государство, территория которого также полностью окружена территорией другого государства – это Лесото. Ну а что касается статуса самого маленького государства мира, то, к примеру, площадь острова Науру в три раза меньше, чем Сан-Марино. Однако если не считать независимым государством Ватикан, расположенный в той же Италии, то Сан-Марино имеет статус самой маленькой сухопутной страны в мире, что тоже можно записать как рекорд

Итак, Сан-Марино – самое маленькое и самое «республиканское» государство с населением всего 32 тысячи жителей. Это уже даёт повод сан-маринцам гордиться своей страной, невзирая даже на некоторые трения со своим более могучим соседом. Шутка ли – целых 1700 лет государственности, при том, что этнический состав населения с тех пор практически не изменился. Даже древние египтяне, греки, римляне и китайцы сегодня совсем не те, что были 1700 лет назад, а сан-маринцы в этническом плане практически не изменились, если только, конечно, не считать что как таковой нации сан-маринцев не существует. Сан-маринцы говорят на итальянском языке, может несколько исковерканном и таким образом превратившимся в местное наречие чистого итальянского языка. Приток свежей крови также исходил все эти века исключительно от итальянцев, которые постоянно приносили в Сан-Марино самые современные итальянские традиции, поэтому в культурном отношении жители этой страны уже долгое время мало чем отличаются от своих ближайших соседей. Можно даже сказать, что Сан-Марино – это обычный исторический и экономический анахронизм, существование этой карликовой республики по многим причинам выгодно прежде всего Италии, сами сан-маринцы в душе давно уже считают себя итальянцами, а про своё происхождение вспоминают только тогда, когда выпьют лишнего: хорошая родословная, исходящая из истоков христианства – вещь сильная.

Происхождение этого интересного государства имеет чисто религиозные корни. Так как до его возникновения такой нации как сан-маринцы, не существовало, то и история региона была несколько иной. За много веков до нашей эры эта область была заселена племенами умбров, отчего и получила своё современное название Умбрия. Позже, когда вся Италия попала под власть Древнего Рима, тут поселялись римляне, которые в современной «этнологии» именуются вовсе не римлянами, а итальянцами. Границы современной Умбрии сдвинулись несколько к западу, уступив место новым провинциям. Спустя почти три столетия после рождества Христова новая религия, называемая христианством, всё ещё не могла окончательно утвердиться на Апеннинском полуострове, и христиане постоянно преследовались всё новыми и новыми римскими императорами-язычниками. Так, прибывший с берегов современной Хорватии некий Марино, национальность которого неизвестна, основал в Италии христианскую общину, причём совершенно непонятно, зачем ему нужно было размещаться в такой опасной близости от Рима, а также – каким образом эта община выжила в условиях жесточайшего преследования христиан. Все эти легенды дошли до нашего времени в устных пересказах полуторатысячелетней давности, записанных впоследствии на бумагу и предъявляемых современными сан-маринцами в качестве доказательств своего высокого происхождения. Как бы там ни было, а Марино выбрал для своей общины более-менее уединенное, как ему казалось, место в самом центре Италии – на вершине скалы Монте-Титано, которая доминировала над окружающей местностью вплоть до Адриатического моря. Сначала он построил там церковь, но затем, когда число паломников начало возрастать, и все они начали селиться вокруг этой церкви, возникло достаточно большое поселение, вскоре превратившееся в некое подобие города. Марино, по преданиям, был не только дьяконом (этот сан он получил от епископа в близлежащем порту Римини) и каменщиком, но и искусным врачевателем. Так как он арендовал свою скалу у одной богатой римлянки, то он не был полноправным владельцем земли, на которой стоял построенный им храм. Однако выяснилось, что у этой римлянки болели дети. Марино этих детей вылечил, и этим своим деянием достиг сразу двух целей – получил в дар храмовую скалу Монте-Титано, и прикрепил к своему имени приставку «святой» – отсюда и Сан-Марино. Красивая легенда, но вряд ли всё тут было так просто.

Скорее всего, дело было так: после разделения Римской империи на Западную и Восточную (Византия), в Италии возникла такая неразбериха, что каждый более-менее заметный владелец земельного участка спешил объявить себя независимым от Рима. Так и поступил некий Урбино, род которого последствии наплодил очень много потомственных герцогов. Пользуясь политической нестабильностью Рима, Урбино собрал под своё крыло все окружающие земли и объявил себя независимым. Хоть гонения на христиан продолжались, но христианская церковь представляла собой уже довольно грозную силу, с которой нельзя было не считаться невзирая на языческие предпочтения римских императоров. Для того чтобы независимый статус был подкреплен реальной властью (христианской, а не императорской), Урбино испросил соизволения у местного архимандрита на постройку церкви. Такое разрешение было дано, и первым священником церкви и стал вышеназванный Марино, впоследствии получивший приставку к своему имени – Сан, это обычная практика католических святых, кто первый – тот и святой. Однако монастырь с самого начала стал пользоваться правами некоторого самоуправления, так как практической пользы герцогам от него не было никакой. Целых полтысячелетия церковью и поселением Сан-Марино формально владели герцоги Урбино, пока в результате начавшихся междоусобных войн территория герцогства не была урезана наполовину, и Сан-Марино вышло из его подчинения. Так как сама по себе гора значения для всех враждующих сторон не имела, было решено, что в будущем она никому принадлежать не будет, а останется как бы сама по себе. С тех пор и началось фактическая независимость будущего карликового государства.

Однако в связи с тем, что изначально Сан-Марино являлась коммуной, власть в ней принадлежала не одному какому-либо лицу, а уполномоченному населением совету, избирающему временных правителей, которые потом стали называться капитанами-регентами. Для того чтобы какой-либо из этих временных правителей не вздумал узурпировать власть, как это происходило во многих государствах мира и происходит даже сегодня, совет назначал не одного, а двух правителей одновременно. Позже появились некоторые проблемы с защитой интересов городских и сельских жителей страны, и поэтому возникла традиция избирать одного капитана из числа городского населения, а другого – от сельского. Традиция эта жива и сегодня, правда с некоторыми незначительными изменениями.

Итак, проходил век за веком, Сан-Марино постепенно превратился в очень хорошо укреплённый город, а сельская территория его значительно увеличилась за счёт приобретения земель у окрестных феодалов. В число таких приобретений входили и некоторые замки, которые были укреплены также основательно, как и сам монастырь на горе Монте-Тиано. Благосостояние новоявленной республики увеличивалось за счёт успешной торговли с соседями и даже с некоторыми странами Европы – недалеко от Сан-Марино находится порт Римини, через который и вывозилась из республики вся торговая продукция, уходившая за моря. А торговать было чем – земли в Сан-Марино на редкость плодородны, и на них произрастает отличный виноград, из которого производится одно из самых лучших вин не только в Италии, но и во всем мире. Животноводство и земледелие составляли основу экономики государства, и климатические условия этому способствовали в полной мере. Климат в Сан-Марино мягкий, средиземноморский субтропический. Разветвлённая сеть дорог позволяла добиваться с каждым годом всё более и более быстрого экономического роста, и государство процветало, невзирая на царившую в Италии политическую неразбериху и опустошительные войны. Окончательно границы Сан-Марино установились во второй половине XV столетия, когда в результате удачно подобранных союзников сан-маринцам удалось захватить несколько крепостей, принадлежавших правителям окружающих княжеств (герцогств).

Спустя столетие, после нескольких неудачных войн и захватов республики папскими войсками, сан-маринцам всё же пришлось уступить Ватикану в его притязаниях на независимые земли, которые были со всех сторон зажаты между папскими владениями. Несколько раз Сан-Марино подвергался оккупации, но каждый раз войска захватчиков покидали его или в результате восстаний, или по решению суда в Ватикане. В начале XIX века, когда Наполеон завоевал Италию, он обошёл Сан-Марино стороной, заявив, что не собирается завоёвывать эту независимую республику, которая для него является самым ярким примером свободы. Наоборот, он даже предложил сан-маринцам новые территории за счёт территорий соседей, однако те отказались, здраво рассудив, что когда Наполеон сломает себе шею, то отдуваться за все эти «щедроты» придётся и без того карликовой республике. Этот дальновидный шаг сыграл свою роль: когда после победы над Наполеоном был созван Венский конгресс, на котором устанавливались новые границы европейских государств, то Сан-Марино наконец получил международное подтверждение своего независимого статуса. Однако и после этого Сан-Марино пришлось пережить несколько неприятных моментов, когда независимость государства снова висела буквально на волоске. В 1849 году в Сан-Марино нашёл убежище борец за объединение Италии Джузеппе Гарибальди. Папским властям это не понравилось, и было решено навсегда присоединить страну к герцогству Тоскана. Сан-Марино буквально спас император Франции Наполеон Третий, внезапно выступивший гарантом независимости республики. Впрочем, 10 лет спустя все враги Гарибальди и Сан-Марино были изгнаны из Италии, все герцогства и папские земли объединились под властью итальянского короля, и угроза внешнего нападения для Сан-Марино исчезла навсегда. Италия заключила с Сан-Марино договоры о дружбе и ненападении, которые, в принципе, действует и поныне, по крайней мере Италия не имеет на территорию карликовой республики совершенно никаких планов.

Начало туризму как отрасли в Сан-Марино было положено в 1909 году, когда многие другие отрасли хозяйства начали хиреть, а население – разбегаться по всей Европе. О привлечении в свою страну туристов и извлечении из них прибыли сан-маринцы начали задумываться уже давно, однако все эти планы начали воплощаться в жизнь только тогда, когда внутренними делами Сан-Марино стал заведовать известный социалист тех времён Джузеппе Форчеллини. Именно тогда законодательно были утверждены должности гидов, которые требовались стране для «правильной» работы с иностранцами и распределения получаемых от этого дела доходов. Однако развитию туристического бизнеса мешали постоянные политические войны социалистов с засевшим в правительстве католическим духовенством, которые закончились только с началом Первой мировой войны. Во время войны идеи развития туристического бизнеса по вполне понятным причинам пришлось снова отложить. Дела на этом поприще несколько оживились в 1919 году, однако спустя несколько лет для сан-маринцев начали наступать несколько иные времена. Хотя формально республика продолжала оставаться независимой, но фактически власть в стране захватили итальянские фашисты, с помощью самого главного сан-маринского фашиста Манлио Гоцци превратив Сан-Марино в диктатуру, полностью союзную с Италией, в которой правил «великий реформатор» Муссолини. Социалисты и коммунисты были уничтожены, безработные снова разбежались по всей Европе, и если туризм в Сан-Марино и существовал, то только для итальянцев, которые получили открытый доступ в страну, и помимо бизнеса ещё и любовались природными и историческими достопримечательностями Сан-Марино. Во время второй мировой войны американцы и англичане совершали бомбардировки официально нейтрального Сан-Марино, так как на территории страны разместились немецкие войска. Осенью 1944 года на территорию республики вступили британские войска, в ожесточенных боях они выбили оттуда немцев и оккупировали Сан-Марино – первый случай за последние двести лет.

Однако очень скоро наступили совершенно другие времена, и теперь ничего уже не препятствовало развитию туризма в стране как такового. И хотя в соседней Италии туристам также есть на что поглядеть, однако эта карликовая республика манит их, прежде всего, не природными красотами, а культурным и историческим наследием, которое, в отличие от Италии, развивалось по своим собственным законам. Во-первых, это сам город Сан-Марино, в котором горожане постарались сохранить все те памятники старины, которые достались им от бурного средневекового прошлого. Три очень живописно выглядящие крепости, которые приютились на самом краю скалы Монте-Титано, посещает ежегодно 2-3 миллиона человек, и это число с каждым годом растёт. Всех этих туристов надо как-то содержать, и поэтому в Сан-Марино развилась очень мощная индустрия туризма, в которую вовлечено практически всё население страны, и таким образом проблема безработицы была в общем и целом решена, так как практически вся промышленность, сельское хозяйство и торгово-банковский сектор работают сегодня именно на туризм.

Подробная карта Сан-Марино (Италия)